МБОУ СОШ № 23 г. Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

2024-2025 учебный год

Пустой блок прикреплённых файлов

Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является обязательным этапом перед государственной итоговой аттестацией (ГИА). В 2023-2024 учебном году основной датой написания итогового сочинения будет 6 декабря 2022 года. Дополнительные сроки 7 февраля 2024 г и 10 апреля 2024 г.

Стоит отметить, что Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения с 2022-2023 учебного года принял решение изменить подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

 

 Сочинение проверяется по следующим критериям:

КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.

Основы закрытого банка тем итогового сочинения

 С 2022/2023 учебного года комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения, который включает в себя также более полутора тысяч тем итогового сочинения прошлых лет.

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

    • Внутренний мир человека и его личностные качества.

    • Отношения человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

    • Познание человеком самого себя.

    • Свобода человека и её ограничения.

  2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

    • Семья, род; семейные ценности и традиции.

    • Человек и общество.

    • Родина, государство, гражданская позиция человека.

  3. Природа и культура в жизни человека.

    • Природа и человек.

    • Наука и человек.

    • Искусство и человек.

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из вышеуказанных разделов банка.

Кроме этого, в 2022/2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из тех тем, которые уже использовались в прошлые годы. А в дальнейшем закрытый банк будет пополняться новым темами.

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ.pdf
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ).pdf
ОБРАЗЕЦ КОМПЛЕКТА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023.pdf

Основы открытого банка тем итогового изложения

С 2022/2023 учебного года комплекты тем итогового изложения будут формироваться из открытого банка тем итогового изложения, которые уже применялись ранее.

Раздел 1. Нравственные ценности (тексты, в которых поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).

Раздел 2. Мир природы (тексты о красоте окружающего мира, которые побуждают задуматься об экологических проблемах и жизненных уроках, которые природа преподает человеку).

Раздел 3. События истории (страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).

В дальнейшем открытый банк тем итогового изложения также будет пополняться.

Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов. Текст для итогового изложения не превышает объем 300 – 380 слов и соответствует определенным требованиям.

Текст изложения должен:

  • обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);

  • быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (описание и рассуждение не должно доминировать;

  • текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);

  • быть понятным для обучающихся с ОВЗ (текст должен быть написан в привычном стиле с опорой на несложный синтаксис, включать минимум слов со значением звука, с переносным значением);

  • соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, не должен строиться на сказочных или фантастических сюжетах);

  • обладать воспитательным потенциалом: содействовать формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров;

  • быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть ироничным).

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) о по одному из критериев 3, 4, 5; выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

Если за сочинение по критерию  №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (содержание изложения) и №2 (логичность изложения) – в обязательном порядке) о по одному из критериев 3, 4, 5; выдержать объем (изложение не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов